Полочники PEERLESS V2.

\Dxx573k\ 2002-2005

Свои первые колоночки я начал делать в 2002 году. На тот момент дома у меня стояли гробики Technics SB-LX50, и я уже начал подозревать, что их звук не идеаленJ. Внутренности их мне уже были хорошо известны – хлипкий корпус, гудящие низы, озадачивающий примитив конструкции. Справедливости ради, надо сказать, что звук из этих гробиков не раздражал, а мощности таки в них было с достатком. На них я проводил первые эксперименты с ватой и кусками старого плинтуса. Однако рыба ищет, где глубже, а человек где лучше. Во времени – июль 2002 – как раз тогда совпало: наличие первых своих свободных денег, выход на фирму АРКАДА (из рекламы в журнале «Практика АВ»), и поездка в Питер. В результате такого совпадения была приобретена пара пирлесовских драйверов 850488 (Надпись HI END большими буквами в даташите!). Фантастические ощущения. Держа их в руках, я впервые увидел, каким может быть динамик.

Затем, в августе, уже в московской АРКАДЕ, докупил пищалки 811827. На тот момент в фирме работали приятные и увлеченные люди (именно такими я их запомнил). Уже тогда для меня многое объяснилось, удалось потрогать чужой ДИЙ. Этот опыт обозначил примерные ориентиры в проектировании и настройке будущих колонок.

            Первоначальный замысел был прост и логичен для любого новичка. Динамики брать – дешевый хиенд, строить здоровую трехполоску. На первом этапе собрать полочник (небольшой динамик лучше отыграет середину), потом подпереть его басовиком. И наслаждаться. Какие могут быть трудности? Корпус, пара катушек и конденсаторов, рулон ваты – и вот она, мечта аудиофила. Такие в магазинах стоят в три ряда. А я, самый хитрый, сэкономлю. За основу полочника взята была конструкция из каталога ИНТЕРТЕХНИКИ (в Аркаде мне сделали ксерокс). С чертежами и фильтрами. Это были какие-то тылы для подвески на стену. Их кроссоверы и были взяты в качестве первого варианта.

            Корпуса делались из обычного ЛДСП – нашелся на балконе. Делались долго и с чувством. Доски скреплял саморезами и склеивал эпоксидной смолой. Внутренности облил двумя баллончиками автомобильного антигравия. Воняла эта композиция примерно месяц. Ящики получились весом по 12 кг. С кучей больших и малых распорок, забитые шумопоглатителем сверх всякой меры. С очень высокой жесткостью – избыточной, как я думаю сейчас. Трубы фазоинвертора были вставлены в верхнюю стенку. Настройка 58Гц, если не изменяет память. Объем ящиков – 7.5литров.

Для фильтров использовались конденсаторы К73-17 и самомотаные катушки из провода 1.2мм. Первые впечатления были интересными. Отличная динамика – хоть макро, хоть микро, и абсолютно разваленный тональный баланс, какие то жудко шипящие высокие, противоестественная середина. Слушал их месяца два, и даже нравилось…

К счастью, нравилось мне недолго, и полез я курочить фильтры (а что там еще монжно было настраивать начинающему?). Тут же вскочил вопрос измерений чего-нибудь, чтобы блуждать по фильтрам не просто так, а с фонарем. По этому поводу из кустов был вынут LSP-Cad с JustMLS, и сооружены простейшие щупы. Дальше все пошло легче. Для большей достоверности, впоследствии, была куплена M-AUDIO Audiophile USB. Так были сняты импедансы, измерены настройки ФИ (тут я попал достаточно метко). В ИНТЕРТЕХНИКЕ приобрел капсуль WM-60, начал пробовать измерять АЧХ. Дело оказалось непростое и очень тонкое. Достоверных результатов мне так и не удалось добиться. Выше 5кГц был неубирающийся подъем в 7дБ, не устаканивалась фаза, в общем все было плохо. Дальше пришло время экспериментов. С весны 2003 по весну 2004 я поменял полтора десятка вариантов, при этом ровного саунда не давал ни один из них.  Были опробованы, наверно, все варианты порядков с 1 по 3 во всех комбинациях. Хотя каждый следующий был музыкальнее и точнее предыдущего, но изменения были не слишком значительные, прорыва не происходило. Зато вволю наигрался с окрасками. Они прямо-таки плодились самых неожиданных видов и размеров. При расчетной разнице в фильтрах около децибела…

Весной 2003года для басу докупил восьмидюймовые SEAS L21RN4XP (H0916) – повелся на хайтековый внешний вид и широкую катушку. Сделал для них боксы ЗЯ по15л. И добавил третьей полосой. Звучало все это ужасно. SEAS в ЗЯ баса давал лишь чуть больше полочников, а за счет фазовых сдвигов, суммарный эффект не соответствовал ожиданиям абсолютно. Попытки поместить басовики в ФИ привели к конкретному гудению. Катушку в 2мГн я так и не намотал, в результате от SEAS’ов временно пришлось отказаться (потом из них вышел замечательный саб в машину), дома у меня они не прижились.

Все это (и теперешнее) время, я постепенно изучал литературу по буратиностроению. Как классическую, так и Интернет дийеров (того же Троэлса, Клячина, других). Прояснение в мозгах происходило постепенно. Я начал понимать, наконец, на что я попал, и как был наивен с «ящиком и катушками». Самое неожиданное для меня открытие было, когда выяснилось, что воздух – нелинейная среда передачи звука. При этом искажения носят квадратичный характер с доминированием второй гармоники и ниспадающим спектром. Вот так все непросто. Соответственно, ничего не оставалось делать, как доводить начатый проект до победного конца. Уже к тому моменту появились здравые мысли по новому корпусу, за эталон были взяты корпуса Клячина и Валерия Перевезенцева. Кое что отрабатывалось на подопытных JBL LX800 (Б/У), купленных исключительно для опытов и дальнейшего твика. От трехполоски однозначно было решено отказаться. Но в первую очередь предстояло довести до ума кроссоверы.

В принципе, на тот момент (осень 2004), звук можно было назвать приемлимым, хотя и «не айс». Гладко состыковать полосы не получалось. Постоянно вылезал акцент на верхней середине, или получалось слишком глухо. Без промежуточных остановок. Намучившись до предела, а заодно начитавшись про серийные фильтры, решил делать на слух по свип тону. Серийник вторых порядков. Катушек и конденсаторов набралось к тому времени достаточно, а программ для нормального расчета еще не было. И – чудо! Кроссовер настроился за два вечера. Первый посвятил собственно настройке, второй – корректировке после прослушивания. Колоночки ожили, музыка полилась, задышала, просто дух захватывало. После стольких душевных терзаний и придираться не хотелось. Но серединка все же глуховата была. Так они просуществовали 3 месяца, после чего причину глухости удалось обнаружить. Намотал новую катушку с сопротивлением 0.07Ом (до этого было 0.3) – и все. Не то, чтобы идеал был достигнут, но колонки пели так, что делать с ними чего-либо абсолютно не хотелось. Саунд мягкий, певучий, очень эмоциональный. Живая середина. Переход между полосами безупречный. Отличные мидбасы. Из недостатков – жанровая предрасположенность. Жесткая музыка смазывалась (сейчас, видя элементы в кроссоверах, понимаю, что вряд ли могло быть по другому). Упрощенные ВЧ. Зато более спокойная шла на ура. Сам кроссовер здесь. Просьба не пугаться, так получилось, и оно играет…

Пришел май 2005 года, и стало совершенно понятно, что первые ящики являются анахронизмом. На новые (щелевой ФИ, лицо из искусственной замши, оптимизация дифракции и внутренней аэродинамики, отдельный бокс для фильтров) ушло больше месяца времени, но они того стоили, хотя были не такими жесткими и тяжелыми. В новых корпусах сцена стала ровнее, средние частоты чище и богаче. К сожалению, подробно отслушать колоночки у себя дома не удалось, были отданы другу буквально через час после окончания работ. Даже фоток толковых не осталось. Я уже точил зубы на Scan-Speak… Засосало.

Сайт создан в системе uCoz