Описание пошагового апгрейда усилителя NAD 352.

Фотографии смотрите в конце (предупреждаю, они большие).

 Частично мои посты с форума хи-фи.ру, остальное дописано позже.

Итак, по порядку. NAD 352 ревизия 9 (надпись на плате). Куплен в ноябре 2006. Звук как у всех  надов – Глухой и резкий, с мешаниной вместо сцены, но с качественными верхами и на редкость музыкальный. Поскольку изначально на усилитель было отведен бюджет в 18т.р., а над обошелся в 12т.р., крышку снял сразу же (еще до покупки), чуть позже вник в схему и расстроился. По четыре (!) проходных электролита на канал. Вник в схему еще глубже и обнаружил (по моим ламерским меркам) очень перспективный мощник – некоторое (скорее фантомное) сходство с LYNX_xx очень меня воодушевило на твики. Тут как раз после нового года друг заказывал себе мундорфы в колонки, ну и я пустил 2т.р. на электролиты для «нади». По номиналам подходили Black Gate Standart, Elna Silmik в питание, BlackGate N на проход. Их и взял на «самоделке». Долго думал, что же делать с темброблоком – хотелось сделать все в пределах заводской конструкции, в итоге от тембров решил отказаться (поскольку они регулируют явно чего-то не то). Взял паяльник, пинцет, схему, лампочку включил, и понеслось…

1.Предусилитель. Согласно схеме выпаяны резисторы:R339, R340, R341, R342, R343, R344, R345, R346, R351, R352. Выпаяны только одной ногой и поставлены вертикально, чтобы можно было потом, в случае чего, назад запаять. Закорочены конденсаторы С335, С336. Разорваны перемычки W217 и W218 рядом с регулятором громкости. Перемычки также отпаял с одной стороны (той, что дальше от передней панели) и поставил вертикально. Перекусил напополам перемычки W124 и W126 – это сразу после селектора входов. Ту половину, что ближе к реле, соединил проводом с перемычками W217 и W218 соответственно (использовал две витые пары, одна жила сигнальная, вторая земля – припаяна только у перемычки W125). Ту часть перемычек W124 и W126, что ближе к середине усила, закоротил на W125 (то есть на землю). Таким образом был отключен темброблок, обойден первый усилительный модуль предусилителя, два проходных электролита и одна проходная пленка. Собрал. Заработало(!!).

По звуку определился очень быстро. Играл тот же самый NAD, что и до операции, тока «замыливание» смылось… (Далеко не все, но изменения кардинальные) И сцена выстроилась вполне приличным образом. Прочий субъективизм – детальность, музыкальность, утомляемость, динамика и иже с ними – не изменились. Глухость тоже осталось там, где и стояла.

2. Мощник. Выпаял электролиты C109, C110, C111, C112 22мкФ, 16В. На их место впаял ELNA SILMIK 22мкФ 50В. Собрал, опять все заработало. Прослушивание выявило разделение сцены на планы (вплоть до третьего), в музыке появилась «плавность», «мягкость». Уменьшилась врожденная склонность к сибилянтам, чуть уменьшилась глухость (по крайней мере, не так стала бросаться в глаза). Акустические инструменты приобрели обертоны. На лицо некоторый рост субъективных параметров.

3.Выпаял электролиты С107, С108, С109, С110 10мкФ 50В. Впаял на их место BLACK GATE STANDART 10мкФ 50В. Собрал, включил – РАЗОЧАРОВАНИЕ! Как будто туман в комнате стоит. На всякий случай час подождал. А сейчас пишу и думаю – для чего мне такая детальность??? Солить ее что ли? А она сама в уши прыгает! Итого: уменьшение каши, красивая эшелонированная сцена, и детальность. (именно что детальки, деталюшечки, запчасти от отдельных звуков, все разложено по полкам, подписано, инвентаризировано) Верх немного «посуше» вроде стал. Остальные субъективные характеристики не изменились, но от былой «плавности» не осталось и следа, а вот «мягкость» очень даже осталась – особенно на голосе. Оставшиеся БГ ставить не буду – вдруг еще детальность повысится… Такой быстрый прогрев связываю с температурным режимом – внутри усилителя постоянно держится примерно 45 градусов тепла.

 

4.А мне понравилось! Играет очень приятно. Что в итоге не изменилось ни на чуть - так это бас. Из схемных косяков в усиле осталось два проходных электролита и еще один полярный 2200мкФ 6.3В в обратной связи.  Выкинуть их никак нельзя. Следующей серией прикуплю и попробую поменять.  Не понравится – верну старые, главное, чтобы детальность не росла, мать ее. Если кто соберется повторить мои опыты – расскажите, пожалуйста.

…Постепенно  сверхдетальность ушла. Звук стал плавным и красивым. Это стала, как бы, основная его характеристика. В начале апреля заменил дополнительно С347, С348 на Black Gate STD 10mkF 50V. Стало еще чуть почище, но коренных изменений в звуке не произошло. Все это время усил работал с активными кроссоверами и был нагружен на мидбасовую головку. К апрелю месяцу я отказался от активных фильтров, логично, что при этом звук усилителя ощутимо ухудшился, т.к. требования по искажениям к нему возросли.

6.04 произвел сравнение NAD C352 с AV ресивером Yamaha RXV1500 (примерно 28000рублей). Понятно, что эксперимент не совсем корректный, но ямаха все же более чем в два раза дороже, и внутри под завязку набита элнами и ничиконами. Выяснилось: усилители значительно отличаются по звуку. У Нада отличные ВЧ – чуть суховатые, очень чистые, подробные и «аналоговые». По сравнению с ним ямаха – типичная «цццик-алка». СЧ по сумме впечатлений примерно равноценны. NAD «подробный» и глухой, сцена сваливается в бесформенную кучу на ответственных фрагментах. Ямаха сцену держит уверенно, но делает это больше формально (не знаю, как это еще описать). Подача какая- то «крикливая». Яма более драйвовая. Над – с аудиофильскими замашками, но с явно слышимыми косяками. Бас усилителей прямо противоположный. Ямаха превращает скромные Infinity Alpha 30 в большие напольники, с пропорциональной потерей точности и контроля. Над возвращает все на место и чуть обогощает музыку подробностями, но не более того. У обоих усилителей на басу имеется легкий «пластмассовый» оттенок.

10 апреля 2007года. Добил пред. Выпаял конденсаторы C339, C340, C341, C342. Вместо них от перемычки до выходного разъема (в обход mute) впаял Black Gate N 10mkF 50V. Закоротил конденсаторы C103, C104 на входе усилителя мощности. Итого вместо пяти, сомнительного качества, разделительных конденсаторов остался одни блек гейт. После включения в воздухе возник уже знакомый туман, правда менее плотный. Вместе с тем, изменения на ВЧ заметил сразу. Тарелки воспринимаются как отдельные инструменты. На средних добавилось обертонов, Упорядочилась по ширине сцена. Бас стал вменяемым. Хорошо различается каждая бочка. Изменения существенные вобщем. Жду прогрева…

            15.04.2007 Ну вот и прогрелись за недельку. Туман ушел, звуку еще чуть полегчало, пришло время следующего шага. На плате отсутствовали конденсаторы C191, C192, C193, C194, шунтирующие питание интеграторов в усилителе мощности. Впаял на их место пленку 0.1мкФ 63В, - это выпаянные конденсаторы C323, C324, C341, C342. Влияние доработки оценить достаточно сложно. Вроде, стало чуть посуше и по чище, а может и нет. Отличия на уровне эфемерных, зато хуже точно не стало.

            23.04.2007 Сегодня шунтировал питание конденсаторами МБГО-2 10мкФ 160В. Кондеры, конечно, не лучшие на свете, но из тех, что были, и по габаритам удобно встали – пристроил их на радиаторе, над выходными транзисторами. До чего же, места внутри мало, приходится всяко изголяться. Результат, в отличие от предыдущего действа, удалось услышать достаточно определенно. Немного посветлело на середине, улучшилось разрешение между инструментами, меньше синтетики на самом верхе. Вокал несколько ушел вглубь. Однако, «голос» МБГО я знаю очень хорошо, и характерную окраску заметил сразу же. Насколько она будет мешать жить – надо посмотреть, но плюсов пока больше, чем минусов. Что характерно, я каждый раз почти пишу, что стало лучше, но до идеала усилителю еще как до луны. До чего же много промежуточных оттенков звучания получается.

            11.05.2007 Приехали заказанные Блэк Гейты. Выпаял C139, C140 2200mkF 6.3V. Впаял BlackGate NX 2200mkF 6.3V. Если честно, когда покупал, сомневался. Все-таки по 800 рублей за штуку с доставкой (www.blackgate.ru, в остальных местах еще дороже). Конденсаторы, из-за солидного габарита, встали не очень плотно, перекрыли часть монтажа. Описать ощущения после включения оказалось сложно. Потому что формально не изменилось ничего. Или почти ничего. Но это то же самое, что сравнивать два шарика. Только один из них надут, а другой спущен. Соответственно отношение к ним абсолютно разное. Так и тут. Если раньше был «звук», то после замены стало «рубилово». Все эмоциональные оттенки поменялись с «минуса» на «Плюс». В последующие два дня еще плавно росла детальность, но по сравнению с изменением именно восприятия музыки, это сущие мелочи. 1600 рублей потрачены с неслабой пользой. Да теперь и 3000 не жалко было бы, если бы знал. Очень уж стало празднично.

            10.12.2007 По совету Alex «деактивировал» систему NAD soft clip. Соединил разъемы входов усилителей мощности напрямую к резисторам R111 и R112. Для этого выпаял R103 и перемычку W162, соединил их новой перемычкой в обход Q101 и Q103. В другом канале выпаял и соединил меж собой перемычки W173 и W174 (обход Q102 и Q104). Что касается эффекта, то чуда не произошло. Некоторые перемены произошли количественного характера. То, что было «прямое» - стало прямее, «широкое» - шире, и так далее. Подтянулись дальние планы и сцена стала более «сфокусированной». Улучшилась локализация КИЗ.

            05.05.2008 Коротенько опишу обновления за 5 месяцев. Во-первых, вернул на место входные резисторы R103, R104 по 470Ом, поскольку они являются элементами входного фильтра, без них середина играла заметно жестче. Во-вторых, зашунтировал транзисторы схемы смещения Q133, Q134 по схеме. Между коллектором и эмиттером впаял (со стороны дорожек платы) конденсатор 0,1мкФ/63В, взятый с входных цепей преда – С319, С320 в девичестве. Вниманеие! Установка этого конденсатора может привести к генерации усилителя и выходу его из стоя! (Примечание 21.09.2008) Зашунтировал электролиты С119, С120, С121, С122 пленкой 0,1мкФ. Так, на всякий случай. В-третьих, заменил внутреннюю сигнальную проводку (и дорожки на плате) на коаксиал. Выпаял, по возможности, все незадействованные перемычки (те, что остались от купирования темброблока). В результате улучшилось разделение каналов в предусилителе на 6дБ. В-четвертых, прорезал в задней панели щели между колоночными клеммами, выхода pre_out, входов main_in, cd. Аналогичные действия на втором усилителе (за это время хозяйство приросло PARASOUND HCA-1200mk2) привели к феноменальному результату. Со звуком определиться пока тяжело. Системы как таковой нет, возможно, получится в ближайшие месяц - два.

            Перед новым годом таскал усил в местный салон. Источником работал сидюк Marantz 7001 KI. C Dali Ikon не понравилось –  ватно, мутно и слишком правильно. С Cervin-Vega, наоборот – звук абсолютно «раздолбайский», но хорош, зараза. Рок, классика больших составов – отлично. Что-то более камерное – играет не органично. Резкая серидина, обилие второстепенных деталей, - так себе (возможно, часть вины принадлежит источнику). Что касается сравнения – Onkio 9255, Marantz 7001 – что были в салоне – продавцы даже не стали подключать. По их словам – тоже самое, только в профиль. Поставили комплект Exposure 2020 (кажется) – звучит однозначно лучше – мягко, легко и приятно. Только противоположная жанровая предрасположенность – рок толком не сыграл. На том и разошлись. Сравнивал (позже) также с обозначенным выше парасаундом и еще с SUGDEN A21a. Общее впечатление от NADа приятное, но выделяется мутный и абсолютно «попсовый» бас. Очень, я бы сказал, затянутые и невнятные у него низы. Ну и середина жестковата.

21.09.2008 За это время провел измерения усилителя. Искажения оказались довольно низкие. Мерил внешней звуковой картой M-Audio Audiophile USB. Собственные ее нелинейности составляют 0.002% (без калибровки). Искажения мерились под нагрузкой (три резистора 10Ом в параллель). Выходная мощность при этом составляла около 20Вт.

1. Это нелинейные искажения на частоте 1кГц. 0.005%. Все что ниже -105 сопостовимо с искажениями звуковой карты. Масштаб чатоты линейный.

2.Это интермодуляционные искажения 19+20кГц. 0,0045%. Все что ниже -105 сопостовимо с искажениями звуковой карты. Масштаб чатоты линейный.

В общем весьма достойно.

3. Ложка дегдя – переходное затухание предусилителя на частоте 20кГц составило всего 40дБ. Отдельно усилителя мощности на 20кГц – 53дБ. Виноват в столь низком значении, похоже, релейный коммутатор входов и входные цепи. Даже при отпайке всего остального переходное не превышает 45дБ. Это давно известно, но повторю еще раз – есть смысл использовать NAD C352 только как усилитель мощности.

Итого, весьма радикальные перемены в звуке принесло купирование предусилителя, и избавление от «лишних» проходных электролитов. Установка BG-NX в обратную связь усилителя мощности, прорезание дырочек в задней панели. Остальные изменения, хоть и слышимы, но на уровне нюансов и в пределах одной «весовой категории». Вообще, мне интересно было пронаблюдать именно влияние _каждого_ элемента, в зависимости от места его установки. Ради этого, не лень было разбирать аппарат два десятка раз. Переделки на этом, наверное, закончены. На данном этапе.

Усилитель NAD C352 с высоты птичьего полета, до переделок

Обход предусилителя фото1

Обход предусилителя фото2

Усилитель NAD C352 после переделок фото 1

Усилитель NAD C352 после всех переделок фото 2

Прынц и нищщий (холст, масло).

 

/Dxx573k/ Ryazan

21.09.2008

 

Сайт создан в системе uCoz