Письмо в редакцию журнала АудиоМагазин за номер 3 (19) 1998г. Нагрянувший экономический кризис многих, наверно, заставит отложить на неопределенный срок задуманные покупки. Но, с другой стороны, в этом есть и свои положительные стороны. Например, а нужно ли это было покупать? И вот так, будучи в депрессивном состоянии, я задумался: так где же теряется звук в колонках? (Правда, это было еще до статьи А. Лихницкого в одном из последних номеров журнала "АМ", где он выдвинул гипотезу, что именно колонки во всем и виноваты.) Не буду подробно описывать опыты с динамиками, фильтрами и корпусами, расскажу лишь о том, что я услышал. Невольно напрашивается мысль, что все акустические системы, которые выпускаются в мире промышленностью, делаются неправильно! (Не исключено, что непромышленные существуют и правильные.)
1. Акустическое оформление. Ну здесь подробно не буду останавливаться, скажу лишь, что корпус должен быть узкой обтекаемой формы и без фазоинвертора (который если что и делает, так это портит бас).
2. Разделительные фильтры. Пока фильтры первого порядка, все на месте, все хорошо. Если что и портит звук, так это катушка индуктивности, которая ограничивает высокие частоты, либо конденсатор, который ограничивает "низы". Выход из этого положения есть. Например, если усилитель ламповый с конденсатором между каскадами, он может выполнять роль фильтра. При этом для трехполосной АС получается три усилителя. Зато исключаются фильтры из АС, заодно уменьшаются разного рода интермодуляции в усилителях, улучшается контролируемость переходных процессов в динамиках и т. д. Если фильтры второго порядка (для ограничения ВЧ к катушке индуктивности параллельно динамику добавляется конденсатор), то дела обстоят неважно. То, что остается после этого в данном динамике, подвергается заметной деградации. Звук становится зализанным, одни ноты начинают выпирать, другие исчезать. Очевидно, это связано с определенными фазовыми изменениями в спектре, который остается после фильтрации. С фильтрами третьего порядка опять все меняется, надо думать, не в лучшую сторону. В конце концов, исследуя фильтры шестого порядка, предложенные в журнале "Радио" за 90-й год, я обнаружил, что от удара палочкой по тарелке с дальнейшим рассыпанием звона куда-то в бесконечность остался лишь звук "с-с-с-с".
3. Фазокогерентность в многополосных АС. Эта тема стара как мир. Спорят два лагеря: нужна она или нет. Одни просто не могут объяснить и продемонстрировать преимущества этой системы, другие просто не могут их услышать. Тем не менее, можно проделать элементарный опыт, который мгновенно убедит в преимуществах этой системы.
Берется любой НЧ/СЧ-динамик (или малогабаритная колонка). Сверху над ним ставится ВЧ-динамик, подключенный через конденсатор емкостью 0,5–4 мкФ.
ВЧ-динамик размещается сантиметров на 5–10 глубже. Слушатель, находящийся на расстоянии вытянутой руки, не меняя положения головы, медленно двигает ВЧ-динамик вперед. Когда "пищалка" слишком далеко, в звуке ощущается нехватка высоких частот, общая размытость и зажатость звука. По мере приближения к определенной точке (назовем ее "оптимальной точкой") звук будто проясняется, высокие частоты становятся легкими, воздушными, появляется четкость, артикуляция даже в басе. По мере дальнейшего приближения до передней плоскости (как если бы "пищалка" находилась на передней панели ящичной АС) высокие частоты отрываются от остального звука, становятся более громкими, едкими, менее тонкими, опять теряется четкость всего звука и т. д.
Еще более нагляден опыт для 3-полосной АС с СЧ-динамиком. Если динамик слишком далеко, то звук зажат, нет ясности, бас аморфен, невнятен. Если СЧ-динамик на передней плоскости (где он обычно и стоит) — звук яркий, но опять нет четкости, нет артикуляции баса.
Ситуация осложняется тем, что если даже и удалось настроить точно все три полосы таким образом (при этом появляется и четкость, и ясность, и мельчайшие нюансы звукоизвлечения, и четкий голографический стереообраз), то любое изменение места прослушивания (выше — ниже, ближе — дальше, левее — правее), или замена динамиков, или замена номиналов разделительных фильтров — все нарушает настройку, и требуется заново все перестраивать. (Кстати, для СЧ-динамика, хочется того или нет, придется изготовить отдельный бокс.) Таким образом, система настраивается сугубо индивидуально под определенную точку прослушивания и только для одного человека.
Если в АС имеется два или более НЧ/СЧ-динамиков, то, соответственно, и они должны ориентироваться друг относительно друга (нижний, а значит, более дальний необходимо расположить ближе). Важно отметить, что точность настройки такова, что на расстоянии 3 метров от АС эти изменения заметны при ±1 мм! Один миллиметр не в ту сторону, и не слышно струны бас-гитары или чего-нибудь еще. (Очевидно, что дополнительное влияние вносит и помещение.) Отсюда можно дальше подумать над "компетентностью" АС с басовыми динамиками внутри корпуса, о размещении в комнате сабвуферов, о панельных АС высотой 2 метра и т. п.
Что же касается фирменных АС с наклонной передней панелью, то это, скорей, пародия на фазокогерентность. Нет никакой гарантии, что динамики правильно ориентированы. Что касается коаксиальных динамиков — это уже ближе к истине, но все равно сомнительно, что катушка ВЧ-динамика находится в нужной точке (тем более, что эта точка меняется в зависимости от номинала разделительного фильтра, а без фильтра она совсем уж в другом месте). Да и диффузор НЧ/СЧ-динамика является неправильным рупором для ВЧ-динамика (опыты с рупорами я тоже проделывал), который к тому же создает интермодуляцию для высоких частот. Так что, господа, надо взять имеющиеся АС, найти доски, купить эпоксидку и вперед к победе!
Алексей, Москва